Учения об отсутствии Я не утверждают, что Я не существует, – поскольку всё, что наделяется именем, выражающим некую идею, в принципе существует. Однако выражает ли это имя нечто реальное, обнаруживаемое в мире опыта, – это другой вопрос. Мы все знаем, что представление о Я может быть чрезвычайно полезным в качестве привычного обозначения конкретного физического тела, личной истории или юридического лица. Оно также оказывается полезным, когда мы описываем разные этапы развития, на которых последовательно возникают определённые способности по мере развития и взросления личности. С буддийской точки зрения эти моменты неоспоримы. Буддисты оспаривают другое – ряд предположений относительно Я, которые не подтверждаются непосредственным наблюдением.
Непросвещенный человек предполагает, что за нашим опытом стоит постоянная независимая сущность и что эта сущность - это наша личность, которой мы на самом деле являемся. Мы считаем само собой разумеющимся, что это «Я» - это тот, кто видит, кто думает, кто чувствует, кто слышит, кто говорит, кто действует. Будда учил, что такое понимание того, кто мы есть, ошибочно, основано на определенных фундаментальных заблуждениях и является коренной причиной человеческих страданий.
Буддизм учит, что отнюдь не будучи прочным центром опыта, чувство «Я» создается моментом за моментом посредством инстинктивной идентификации с аспектами опыта - нашим телом, чувствами, восприятием, мыслями, эмоциями, чувственным сознанием. Будда призвал нас более внимательно посмотреть на наш опыт, чтобы понять, сможем ли мы обнаружить это «Я», которое, как очевидно, существует. Признание того, что жизнь - это поток явлений, зависящих от причин и условий, но без владельца или контролера, - это понимание «не-я» или анатта.
Один из способов понять это учение - рассмотреть фразу «идет дождь». Здесь слово «дождь» сравнимо с ощущением “Я”. Что означает слово «дождь» в этой фразе? Есть ли на самом деле сущность под названием «дождь», который идет, или, говоря о нем, мы просто используем оборот речи? Но при внимательном рассмотрении дождя, сможем обнаружить лишь процесс падения отдельных капель воды. Рассматривая каплю дождевой воды мы видим - что это просто вода и в этой воде нет никакой “дождевой” сущности.
Учение об анатте, или “не-Я” противоречит нашему обычному житейскому опыту и потому является сложным для понимания. Оно может быть реализовано только в устойчивом и умиротворенном уме. Но при этом понимание анатты не отрицает существования людей, животных, предметов, окружающего мира - Будда и араханты обращались друг к другу по имени, называли и использовали предметы обихода и другие вещи. Но если рассмотреть детально любой объект, окажется, что он состоит из более мелких частей - атомов и более мелких частиц, которые не имеют в себе каких-то отличительных черт этого объекта - т.е. они не имеют “Я”.