Три вида счастья в учении Будды

Есть три вида счастья:

  • Счастье, основанное на чувственных удовольствиях (Амиса Сукха - āmisa sukha);
  • Мирские медитативные (джхановые) удовольствия;
  • Счастье Ниббаны (нирамиса — nirāmisa sukha);

Счастье, основанное на чувственных удовольствиях (Амиса Сукха - āmisa sukha)

Что такое Амиса (Āmisa на языке пали)?

Амиса означает материальный, вещественный; «Амиса дана» - это подношение материальных вещей. Таким образом, Амиса Сукха - это удовольствия, которые возникают от материальных вещей. Мы знакомы с чувственными удовольствиями. Наслаждение чувственными удовольствиями - это все, что мы знаем, чтобы обеспечить свое счастье. Мы хотим видеть красивые, приятные образы или людей; слышать красивую, чарующую музыку, ощущать вкус хорошей еды, напитков и т. д.

Недостаток чувственных удовольствий заключается в том, что опыт длится только во время этого конкретного сенсорного события. Например, как только мы заканчиваем есть, удовлетворение уходит. Кроме того, даже если бы мы хотели, мы не можем продолжать есть сколько угодно, чтобы продлить удовольствие. Мы скоро почувствуем себя плохо, как бы хороша ни была еда.
То же самое верно для любого другого чувственного удовольствия. Нельзя долго слушать музыку или смотреть фильмы слишком долго.
Однако жажда любого чувственного удовольствия возвращается через некоторое время. Это никогда не приносит постоянного удовлетворения.

Мирские медитативные (джхановые) удовольствия;

Счастье, получаемое в процессе глубокой медитации (джханы jhāna)

Люди, которые занимались медитацией Саматха (например, медитация на дыхании), знают, что это доставляет удовольствие, которое отличается от любого чувственного удовольствия.

Человек может медитировать часами (особенно если он достигает состояние джханы) и может наслаждаться этим длительное время. Кроме того, даже после сеанса успокаивающий эффект сохраняется некоторое время. Это дает ощущение спокойствия, которое может длиться часами.
Если человек умирает, находясь в состоянии джханы, он будет рожден в соответствующем мире Брахмы (либо в рупа лока, либо в арупа лока в зависимости от состояния джханы). Тем не менее, рождение в одном из низших четырех миров не исключено в будущем.
Способность войти в состояние джханы может быть утрачена даже в этой жизни, если кто-то совершит поступок, порождающий неблагую камму или начнет сильно потакать чувственным удовольствиям.
Джановые состояния достигаются посредством ВРЕМЕННОГО блокирования трех неблагих корней — ненависти, алчности и заблуждения, фокусируя ум на нейтральном объекте, таком как дыхание, подъем и опускание живота, или объект касины, например.

Счастье Ниббаны (нирамиса — nirāmisa sukha)

Нирамиса сукха более постоянна даже по сравнению с радостью джханы. Это особенно верно, если человек достиг хотя бы первой ступени пробуждения, ступени сотапанны.

Нирамиса - это противоположность Амисы, о которой мы упоминали ранее. Таким образом, нирамиса сукха не возникает из-за материальных вещей. Нирамиса сукха является чисто ментальной и возникает в связи с отстранением от напряженного материального мира. Это скорее облегчение, чем наслаждение. Представьте себе чувство, когда пульсирующая головная боль проходит. Это чувство спокойствия и умиротворения.
Другими словами, нирамиса сукха присутствует в отсутствии мирских стрессов.
Нирамиса сукха Сотапанны (или выше) постоянна. Состояние Сотапанны никогда не теряется даже в будущих жизнях.

Постоянное счастье

После достижения Ниббаны (т. е. Архатства) больше нечего достигать. Арахант, который развил более высокие джханы, может даже испытывать полное счастье Ниббаны (saññā vedayita nirōdha samāpatti ) по желанию (до семи дней за один раз). Смерть Араханта приводит к Ниббане без остатка.

Источник