Восьмеричный путь - это целостное воспитание или тренировка тела, речи и ума, кульминацией которых является пробуждение.
Благородный Восьмеричный путь состоит из следующих этапов:
- Правильные воззрения относятся к убеждениям, взглядам, идеалам, ценностям, которые находятся в гармонии с тем, каким все является на самом деле.
Первоначально его наиболее важными элементами являются уверенность в том, что:- у человека есть способность к просветлению
- существуют последствия у всех совершаемых человеком поступков в этой и следующих жизнях ( Закон Каммы или Кармы).
- Правильное мышление относится к мыслям, соответствующим правильным воззрениям. Они характеризуются свободой от всех видов “токсичного” мышления, в частности от:
- чувственности, сладострастия;
- враждебности, ненависти;
- жестокости.
Правильное мышление включает в себя стремление быть свободным от омрачений ума и фокусирование мыслей на доброте и сострадании.
- Правильная речь - это правдивая, полезная и своевременная речь, вежливая и с добрыми намерениями. Это - речь, свободная от:
- лжи,
- грубости,
- клеветы,
- пустой болтовни.
- Правильное действие относится к действиям, которые не причиняют вреда ни себе, ни другим. По своей сути это относится к воздержанию от:
- убийства,
- воровства,
- обмана,
- прелюбодеяния,
- принятия опъяняющих веществ (алкоголя, наркотиков).
- Правильные средства к существованию такие средства к существованию, которые не наносят вреда себе или другим.
Неправильные источники средств к существованию, перечисленные в текстах, включают:- торговлю оружием,
- тороговлю живыми существами,
- торовлю мясом и рыбой,
- торговлю одурманивающими веществами,
- торговлю ядами.
Правильное усилие относятся к стремлению:
не допускать возникновения неумелых мыслей и эмоций, которые еще не возникли в уме.
уменьшить и искоренить неумелые мысли и эмоции, которые уже возникли в уме.
привнести в ум умелые мысли и эмоции, которые еще не возникли.
поддерживать и развивать умелые мысли и эмоции, уже присутствующие в уме.
Правильная осознанность (также переводится как «правильная внимательность», «правильное внимание») относится к поддержанию бдительного, беспристрастного и решительного осознания текущего опыта, в частности:
- осознанность к телу,
- осознанность к чувствам,
- осознанность к уму,
- осознанность к качествам ума.
- Правильное сосредоточение относится к внутренней стабильности, ясности и покою, переживаемым на четырех стадиях «медитативного погружения» или «джханы».
Практикующий настраивает ум на один единственный объект или феномен, пока не достигает полного сосредоточения и состояния медитативной поглощённости – джханы. В традиции Тхеравады есть несколько техник достижения такого состояния. Самой известной считается внимательность к дыханию (анапанасати).
Сам Будда прошел этим Путем. Он говорил, что и все Будды прошлого прошли по нему:
Также я увидел древний путь, древнюю дорогу, по которой шли Истинно Само-Пробуждённые прежних времён. И что это за древний путь, древняя дорога, по которой шли Истинно Само-Пробуждённые прежних времён? Это этот благородный восьмеричный путь: правильные воззрения, правильное устремление, правильная речь, правильные действия, правильные средства к жизни, правильное усилие, правильная осознанность, правильное сосредоточение… Я шёл этим путём. Идя по нему, я получил прямое знание старения и смерти, прямое знание возникновения старения и смерти, прямое знание прекращения старения и смерти, прямое знание пути, ведущего к прекращению старения и смерти… Зная это напрямую, я раскрыл это монахам, монахиням, мирянам и мирянкам…