Будда учил, что все живые существа рождаются с инстинктивным желанием избежать страданий и испытать счастье. Проблема в том, что, испытывая недостаток в мудрости, мы постоянно действуем так, чтобы создавать условия для страдания, а также пренебрегаем тем, чтобы создавать условия для счастья. Мы ищем счастья в вещах, которые неизбежно разочаровывают нас; мы избегаем вещей, которые привели бы к нашему долгосрочному благополучию.
Мало кто всерьез задумывался над природой счастья. Из тех, кто все же задумывается, очень немногие берутся систематически устранять его внутренние препятствия и развивать условия его поддержки. Неудивительно, что так мало людей по-настоящему счастливы.
Одно из основных положений буддизма заключается в том, что чем яснее мы видим природу вещей, тем меньше мы страдаем и тем счастливее мы становимся. Действительно, Будда называл Ниббану, цель буддийской практики, «высшим счастьем». Мирское счастье мимолетно и ненадежно. Счастье развиваемого ума - это надежное убежище.