Есть параллели между буддийскими созерцательными практиками и научным методом, с отказом от слепой веры и акцентом на беспристрастное исследование явлений, существенных для обоих способов исследования. Однако есть и различия.
В своих исследованиях наука ограничивается изучением того, что подлежит публичной проверке, может быть измерено и может быть повторено по желанию. Внутренние исследования, проводимые буддистскими медитаторами, таковыми не являются. Многие ученые сегодня принимают за основу своей работы ряд бездоказательных утверждений, с которыми буддисты не могут согласиться. Наиболее примечательным среди них является вера в то, что ум - это просто феномен, созданный работой мозга.
Гипотезы и теории возникают в человеческом уме. Они не явялются частью внешнего мира. Субъективный опыт - центральная черта нашей жизни. Буддийское утверждение состоит в том, что любой поиск вечных истин, который зависит от игнорирования этого факта, может быть только частично успешным.
Несмотря на эти и некоторые другие различия между буддизмом и наукой, следует признать, что многие буддисты считают, что их взгляды больше соответствуют взглядам светских ученых, чем взглядам большинства других религиозных традиций.